Работодатель и соискатель: диалог людей

Не секрет, что процесс поиска работы может оказаться очень сложным. И самым тяжелым в этом поиске чаще всего становится глубокое разочарование или в окружающей действительности, или, что еще хуже, в самом себе. Почему специалист, еще недавно столь успешный, обладающий опытом работы в самых серьезных фирмах, высокой квалификацией, получивший престижное образование, не может найти себе не только достойное место работы - подчас вообще никакого? Постепенно снижая требования к своей будущей работе, человек убеждается, что все его усилия пробуксовывают вновь и вновь.


Этому есть как объективные, так и субъективные причины. Человек, занимающийся поиском работы, может испытывать значительный стресс в силу того, что он сталкивается с новыми, непривычными для себя требованиями. Даже небольшой перерыв в работе может создать "пропасть" между квалификацией специалиста и новыми условиями деятельности организации или предприятия. Порой соискатель, не знающий всех особенностей развития предприятия, даже не может предположить, что же стало причиной отказа.


Кроме того, работодатель и его возможный сотрудник часто оказываются носителями разных социально-культурных установок и стереотипов. Поэтому соискателю прежде всего нужно научиться говорить "на одном языке" с работодателем или менеджером по кадрам.

Научиться такому важному умению могут помочь специальные тренинги коммуникативной и поликультурной компетентности, в ходе которых человек не "играет" в общение, а"проживает" его. На тренинге он получает реальную возможность познакомиться с носителями самых разных жизненных философий, встретить людей с разной манерой общения, разными характерами и при этом проверить свои способности установить с ними эффективный контакт, выработать стратегию взаимодействия.

Коллективисты и индивидуалисты


Приведем пример: на собеседовании встречаются носители разных идей - коллективизма и индивидуализма. Коллективист нацелен на долгосрочные отношения, он не любит принимать решения сразу. Индивидуалист сразу нацелен на бизнес, его волнует прежде всего дело. Для коллективиста важен статус, он стремится называть собеседника по имени отчеству, индивидуалисты быстрее переходят к именам. Коллективисты часто придерживаются нормы соблюдения скромности, не считают возможным "хвалить себя". Индивидуалисты другого мнения: "сам себя не похвалишь - никто не похвалит".


Очевидно, что, по какую сторону стола для собеседования они бы не сидели, таким людям будет трудно понять друг друга. Быть активным, излагать информацию точно, четко, коротко, но убедительно, "презентовать" свои лучшие качества и достоинства - это хорошая стратегия, если ваш потенциальный работодатель относится к типу индивидуалиста. Носителю же иных ценностей в этом случае ваше поведение категорически не понравится. Индивидуалисты меньше дорожат прошлым, хотя им присуща гордость за свои заслуги и достижения, однако в вашей компетентности им важнее убедиться на практике. Коллективисты, напротив, высоко ценят богатый "послужной список", особенное значение для них имеют рекомендации, мнение влиятельных людей о вас.


В этой ситуации лучше всего обладать умением поддержать контакт, вести общение с партнером по переговорам на "нейтральной полосе" хотя бы 2-3 минуты, что позволит вам оценить его манеру ведения дел и последовать ей как образцу, "встроиться" в его культуру. Представьте, что вы - борец одного из таких восточных стилей единоборства, как у-шу, например, где наилучший эффект достигается не в противостоянии противнику, а в слиянии с ним, следовании его темпу, его приемам. А затем вам достаточно изменить маленький штрих - и вы можете одержать победу.


Важно научиться технике "зеркального" общения. Следите за манерой собеседника жестикулировать - не затем, чтобы в точности подражать ей, но обратите внимание на стиль, который он предпочитает. Ваша активная жестикуляция наверняка будет раздражать малоподвижного человека, и не всегда есть гарантия, что хмурый, подчеркнуто деловитый собеседник оценит ваш юмор. Так как вам неизвестно время, отведенное на переговоры, на первых порах лучше не рисковать и приготовить информацию, соответствующую требованиям "золотой середины": не слишком скромную, но без яркой эмоциональной окраски, важную, способную заинтересовать собеседника. Не забудьте, однако, оставить что-то и на потом.


Лучше всего совершить такую подготовку в группе, под руководством опытного специалиста. Благодаря общению с людьми, вы сможете более объективно оценить свои ресурсы как успешного "дипломата", и ваши переговоры пройдут с наилучшим эффектом.

Часто приходится слышать:


"Я ведь яркий, талантливый человек, почему же я не нахожу понимания? Неужели ценят только „середнячков"?" Конечно, это не так, но ведь и в самом деле решиться на постоянное деловое общение с человеком нестандартным бывает тяжело. Есть весьма ограниченное число профессий, где именно яркая оригинальность является обязательным требованием. Поэтому можно ответить так: "Если вы умны, талантливы, если у вас много ярких и глубоких качеств, это должно стать гарантией того, что вы сможете правильно оценить, каков ваш собеседник, и построить общение с ним по вашему сценарию. Только так вы ответите всем его запросам и одержите настоящую победу!"

Информация предоставлена


Кадровым Агентством "V.I.P. - Персонал"