Работа по душе или как выбрать свою "стильную" компанию

Большинство из нас оканчивают всевозможные учебные заведения с такими малопривлекательными названиями, как "Педагогический университет", "Институт Автоматизации Лесопромышленного Производства", "Государственный аграрный университет", "Государственная фармацевтическая академия" и т.д. с одной целью - чтобы иметь высшее образование. А потом все мы, не желающие работать по специальности, отправляемся с легким багажом знаний в свободное плавание. Мы хотим сделать грандиозную, потрясающую, сногсшибательную карьеру, заработать много денег и в один прекрасный момент передать управление своим бизнесом сыну или дочке, чтобы спокойно и счастливо провести остаток дней где-нибудь на берегу моря, в стране с ярким солнцем, теплым климатом, сочными фруктами и жизнерадостными людьми.

У каждого из нас есть желание работать и двигаться вперед, амбиции, терпение, способность к быстрому обучению, пытливый ум, энергия, силы… Но как и где найти перспективную работу, не имея опыта и высшего образования по специальности? Как убедить серьезного начальника, что Вы - именно то, что им нужно? На что вообще можно рассчитывать при поисках работы конкретно тебе? И, в конце концов, как при устройстве на работу не сесть в калошу, ведь на словах любой работодатель может обещать одно, а на деле выяснится, что 200-300 долларов, установленные для Вас на период испытательного срока, никто не собирается увеличивать до обещанных 500-700$? При этом Вы работаете за троих, не проходит и дня, чтобы Вы не задержались на работе на часок-другой. А начальник, полгода назад "кормивший" Вас карьерным ростом, назначает на более высокие должности кого угодно, только не Вас...
Пытаясь перестраховаться от подобных случаев, многие изначально ищут для себя работу в солидных компаниях. Но крупная компания (тем более, иностранная) - это государство в государстве, устройство которого уникально; она живет по своим законам и правилам, с которыми тебя всенепременно познакомят в отделе кадров. Как ни смешны некоторые из них на первый взгляд, они есть, и с ними придется мириться. Кроме того, большинство солидных организаций отличаются друг от друга стилями управления. Авторитарный (коллективистский), рыночный, бюрократический, партиципативный - психологи выделяют 4 основных стиля управления. Думаем, небольшой экскурс в каждый из них объяснит, почему не стоит радоваться высоким зарплатам на собеседовании, а необходимо сначала разобраться, за что будут платить.

Направо пойдешь - инструкциями замучат, налево пойдешь - без поддержки измучаешься. Вот он - камень преткновения в поисках работы. Как же быть? Как ни странно, очень многие, побыв какое-то время в безработных (или просто начиная работать с чистого листа), начинают допускать одну и ту же ошибку: по умолчанию считается, что, если положить человеку хорошую зарплату при стандартном рабочем дне и хорошо оборудованном рабочем месте, то он сможет прижиться где угодно.
На самом же деле все не так просто. Начальство бывает разное, компании - тоже. И нужно заранее подготовиться, чтобы не выяснять, насколько далеко от зубов находятся локти.
Сначала нужно сказать, что компании бывают разные, а, следовательно, надеяться на постоянную честность как минимум глупо. Скорее, стоит постоянно быть настороже. Слишком много платят и слишком мало сотрудников в офисе - будешь работать за пятерых. Проводят конкурсное собеседование, на которое приглашены полторы тысячи кандидатов? А не просят ли случайно триста рублей за вводные лекции? А не составляют ли свою базу кандидатов, которой будут пользоваться года через полтора. Если Вам интересно через полтора года работать мерчендайзером - это, конечно, Ваш шанс. Или если Вы считаете, что Вы лучший и единственный, а потому полторы тысячи человек Вам не помеха. Кто-то же прорывается, верно? Спрашивают о том, готовы ли Вы к экстренным командировкам ("так, на всякий случай") - вполне может оказаться, что придется ездить раз в неделю. Если любите путешествовать - это Ваша компания.
И так практически всегда: каждый путь для одного человека - счастье, для другого - непереносимый ужас. Однако, даже выбрав вполне симпатичную, надежную, стабильную, честную, скажем так, практически совершенную компанию, Вы все еще не застрахованы от несовместимости с ней.

А какой стиль управления в этом замечательном месте?
Организационные психологи выделяют четыре стиля управления: авторитарный (коллективистский), рыночный, бюрократический, партиципативный. Полагаем, небольшой экскурс в каждый из них объяснит, почему не стоит радоваться высоким зарплатам при собеседовании, а необходимо сначала разобраться, за что будут платить.

Авторитарный тип.
Здесь объяснять много не надо: имеется иерархизованный коллектив, где взаимоотношения между начальником и подчиненным точно известны и заранее определены, а говорить "Б" желательно только после того, как начальник сказал свое "А". С учетом того, что подчиненный обычно понимает не более тридцати процентов сказанного начальником, получается, что до низших чинов в такой фирме добирается лишь пятнадцать-двадцать процентов приказа. Работать в подобном учреждении проще людям, которые любят четкие приказы, сложившуюся систему взаимоотношений и долгосрочную перспективу роста. Если Вы привыкли делать все основательно и четко знать свое место в компании - этот мир для Вас.

Рыночный тип.
В данном коллективе каждый - за себя. Объединение брокеров, ассоциации менеджеров. Все союзы временные, на сезон, на сделку, цель которых - быстро заработать как можно больше денег. Основной закон - эффективность, основная цель - прибыльность. От каждого человека требуется максимум самостоятельности, уверенности в своих силах, осознания идей зарабатывания денег. Выдержать такое напряжение могут очень немногие. Тем более, что напряжение это - постоянное. Мнение каждого сотрудника ценно. Однако только в рамках проекта, где он принимает участие. В остальные моменты его идею могут запросто использовать, не спрашивая. И в России выдержать подобную мораль очень трудно.

Бюрократический тип.
Рай для мелких домашних тиранов. Мир бумажного садизма. Работать в таком режиме могут только уникальной терпимости люди. В общем, если Вы прирожденная жертва с каллиграфическим почерком и буддистским терпением - добро пожаловать.

Партиципативный тип.
Сей стиль руководства рассматривается как идеально сбалансированный: здесь начальник не течет, как растаявшее мороженое, под взглядами подчиненных, но и не пытается ввести военную муштру. Мнение любого работника фирмы может быть ценно просто потому, что иногда свежий взгляд куда лучше совета уставшего, погруженного в проблему профессионала. Однако далеко не все готовы принять подобную систему, созданную американскими социальными психологами по принципу идеальной команды: каждый делает то, что умеет лучше всего, плюс помогает сложить из кирпичиков идеальную пирамиду. Далеко не всегда работать в идеальной компании для человека лучше, чем вести индивидуальную деятельность, далеко не все готовы открыто высказывать свое мнение и отказаться от строгого соблюдения инструкций.

Резюмируя все четыре стиля руководства, остается повторить следующее: каждый должен найти тот вариант, который ему наиболее подходит. В долгосрочной перспективе попытка пересилить себя обречена на провал. Только работа в гармонии со своим внутренним миром способна принести заметные плоды и не будет приводить к постоянной усталости и недовольству собой.

Информация предоставлена
Кадровым Агентством "V.I.P. - Персонал"